Наибольшие объемы отправлены из Курской (323 тыс. тонн, рост – в 1,5 раза), Липецкой (201 тыс. тонн, рост – в 2,7 раза), Тамбовской (187 тыс. тонн, рост – в 2,5 раза), Саратовской (172 тыс. тонн, рост – в 2,2 раза), Пензенской (127 тыс. тонн, рост – в 2,9 раза), Орловской (124 тыс. тонн, рост – в 2,6 раза), Волгоградской (123 тыс. тонн, рост – в 1,5 раза) и Омской (114 тыс. тонн, рост – в 1,4 раза) областей, Красноярского края (108 тыс. тонн, рост – в 1,5 раза), Республики Татарстан (104 тыс. тонн, рост – в 3,6 раза).
Экспорт зерна по железной дороге составил около 1,8 млн тонн (рост в 2,1 раза). Наибольшие объемы отправлены потребителям Египта, Саудовской Аравии, Азербайджана, Турции, Монголии, Израиля, Швейцарии и Нигерии.
Рост погрузки связан с увеличением валового сбора зерновых и зернобобовых культур в прошедшем сезоне и увеличением спроса на российскую сельхозпродукцию на мировых рынках.
Зерно грузится как в зерновозы, так и в крытые вагоны, контейнеры и полувагоны с использованием специальных вкладышей. Для оптимизации процесса перевозок ОАО «РЖД» предлагает грузоотправителям сервис «Зерновой экспресс», который позволяет консолидировать небольшие партии груза в организованные поезда, следующие по заранее известному расписанию без переработки в пути. Это дает возможность сократить время доставки и ускорить оборот подвижного состава.
Продолжается создание сети мини-элеваторов. Так, в январе новый погрузо-разгрузочный комплекс для зерновых культур открылся на станции Петровск в Саратовской области. Проект реализован в рамках трехстороннего соглашения между ОАО «РЖД», региональным правительством и грузоотправителями. Ежегодно с новой погрузочной точки планируется отправлять до 120 тыс. тонн сельхозпродукции в направлении Азово-Черноморских и Балтийских портов.
С 2018 года на Приволжской железной дороге было запущено в работу 5 мини-элеваторов, еще 4 планируется ввести до конца 2021 года. Их потенциальная грузовая база может составить до 800 тыс. тонн зерновых в год.
Создание мини-элеваторов позволяет повысить транспортную доступность для реализации зерна как на внутреннем, так и на экспортном рынках, а также оптимизировать систему управления запасами без необходимости значительных инвестиций в строительство объектов.
«На дальние расстояния отправлять автомобили в контейнерах, безусловно, выгоднее. Сроки перевозки будут сопоставимы, а вот риски (повреждений, угона, аварий) – ниже», – добавил эксперт.
Однако при перевозках на короткие расстояния (до 2000 км) С. Пучков считает предпочтительным использование автомобилевозов, так как на них доставить авто получится и быстрее, и дешевле. К примеру, отправка одного автомобиля из Москвы в Санкт-Петербург в контейнере обойдется не менее 100 тыс. руб., тогда как на автомобилевозе – 35–40 тыс. руб.
Напомним, за 2020 год по железным дорогам было отправлено 701,1 тыс. автомобилей, что на 23,6% меньше, чем в 2019-м (тогда было погружено почти 918 тыс.).