С начала 2018 года в границах СвЖД за счет организационных и тарифных мероприятий по формированию новых грузопотоков на железную дорогу переключено более 6 млн тонн грузов, ранее перевозимых автомобильным транспортом. В том числе 238 тыс. тонн грузов привлечено через Центр продажи услуг ОАО "РЖД" (ЦПУ).
Различными транспортными услугами через ЦПУ воспользовались более 50 грузоотправителей. Чаще всего в центр обращаются клиенты, ранее не пользовавшиеся услугами железной дороги, а также предприятия, имеющие сравнительно небольшие объемы грузов.
Центр продажи услуг ОАО "РЖД" в области грузовых перевозок работает на СвЖД с сентября 2017 года. Многофункциональный офис, объединяющий на одной площадке все ресурсы транспортно-логистических подразделений холдинга, создан на базе Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО, структурное подразделение ЦФТО – филиала ОАО "РЖД") и работает по принципу "одного окна". Клиентам доступен широкий спектр услуг: логистический аутсорсинг, перевозки по принципу "от двери до двери", терминально-складские сервисы, информационное сопровождение, консультирование по вопросам перемещения товаров (экспорт, импорт), находящихся под таможенным контролем, заключение сопутствующих договоров и др. Фронт-офисы ЦПУ работают в Екатеринбурге, Перми и Нижнем Тагиле. В ближайшее время планируется открытие филиалов в Тюмени и Сургуте.
Также ЦПУ дополнительно стимулирует спрос на железнодорожные сервисы. Наиболее востребованы у клиентов центра такие услуги, как ускоренная доставка грузов по расписанию и "Грузовой экспресс". В ноябре 2018 года по специализированному расписанию организовано отправление групп вагонов с железорудным сырьем и их возврат в порожнем состоянии на участке Лаки – Источник – Лаки. В декабре реализован проект по резервированию вагономест в составе технических маршрутов грузовых поездов с согласованным временем отправления и прибытия на участке Екатеринбург-Сортировочная – Коротчаево. Всего на Свердловской магистрали по специально разработанному графику на постоянной основе грузы перевозятся по 36 направлениям.
В целом, по прогнозным данным, грузооборот на Свердловской магистрали в 2018 году достигнет 207,3 млрд тонно-км – это абсолютный максимум за последние 30 лет и на 1,3% больше пикового значения 1988 года. Погрузка ожидается на уровне 140 млн тонн с приростом к прошлому году на 0,1%. Качественный рост к прошлому году будет достигнут по черным металлам, металлолому, коксу, лесным грузам, грузам в контейнерах, сообщила служба корпоративных коммуникаций СвЖД.
С 1 января 2019 года вступят в силу специальные тарифные условия:
Ранее в ноябре текущего года правлением ОАО "РЖД" уже был принят ряд решений по снижению уровня тарифов на 2019 год в рамках "Тарифного коридора".
Они касались перевозок грузов в контейнерах, легковых автомобилей, черных металлов, трубной продукции, медной руды, металлолома, серы, песка, удобрений, продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, нефтяных грузов, в том числе газового конденсата, перевозок бутадиена, импорта плодоовощной продукции из стран Средней Азии, перевозок грузов с участием паромной переправы Кавказ-Поти/Батуми-Кавказ и Балтийск – Усть-Луга.
Отметим, ОАО "РЖД" принято 59 решений по скидкам на 2018 год, что позволит по итогам года дополнительно привлечь около 9 млн тонн грузов. Сумма тарифных преференций для грузоотправителей оценивается в размере 11 млрд рублей.
Средняя ставка предоставления полувагона, по оценкам института, в 2018 году находилась на уровне 2250 руб. в сутки (учтены долгосрочные и спотовые контракты), что на 27% выше, чем среднегодовая ставка 2017-го. ИПЕМ ожидает, что в 2019 году на сети может возникнуть профицит полувагонов, в таком случае ставки снизятся, роста спроса на подвижной состав уже не будет.
По крытым вагонам средняя ставка предоставления (для крытых вагонов объемом кузова 138 куб. м) в 2018 году находится на уровне 1790 руб. в сутки, что на 35% выше, чем среднегодовая ставка 2017-го. По оценкам ИПЕМ, ставки на крытые вагоны продолжат расти в 2019 году. Значительная потребность в обновлении парка крытых вагонов, фиксируемая в среднесрочной перспективе, будет способствовать росту конкуренции среди вагоностроителей в данном сегменте.
Средняя ставка предоставления нефтебензиновых цистерн в 2018 году находится на уровне 960 руб. в сутки, что на 14% выше, чем среднегодовая ставка 2017-го. В среднесрочной перспективе на фоне переключения нефти и нефтепродуктов на трубопроводный транспорт спрос на нефтебензиновые цистерны будет снижаться. По мнению ИПЕМ, значительный спрос на обновление парка существует по специализированным цистернам для химических грузов, но компетенции по их производству есть только у "Рузхиммаша" (входит в RM Rail) и "Тихвинхиммаша" (входит в ОВК), то есть рынок будет дуопольным.
По сети железных дорог ОАО "РЖД" с начала 2018 года проследовал 500-тысячный транзитный контейнер – это абсолютный рекорд в истории железнодорожного транспорта России.
Контейнер с автозапчастями из Чехии прибыл на пограничную станцию Наушки Восточно-Сибирской железной дороги в составе поезда, следовавшего со станции Брест Белорусской железной дороги.
Путь от западной границы России (станции Красное) до границы с Монголией поезд преодолел менее чем за 7,5 суток. После таможенной обработки состав отправился через Монголию по назначению – в китайскую провинцию Хэнань.
Отметим, за последние 3 года перевозки транзитных контейнеров по сети ОАО "РЖД" выросли в 2,5 раза. Это стало возможным благодаря постоянному улучшению сервиса, повышению эффективности перевозок, стабильности и предсказуемости тарифов на транзитные перевозки контейнеров – они не менялись с 2011 года.
Указом Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поставлена задача увеличения объема транзитных перевозок контейнеров еще в 4 раза. Для реализации этой задачи ОАО "РЖД" направит более 200 млрд рублей на развитие необходимой инфраструктуры.