Напомним, предыдущий рекордный показатель грузооборота был достигнут по итогам 2017 года и составил 10,2 млн тонн.
По сравнению с 2018 годом в 2019 году рост перевозок из России в Китай составит 9% за счет увеличения перевозок руды на 29,4%, машин и оборудования – на 27,5%, угля – на 87,9%.
Объемы перевозок из Китая в Россию увеличились за счет черных металлов в 3,5 раза, а также за счет роста транзитных контейнерных перевозок по МТК "Приморье-1" на 47,3% к 2018 году, сообщила служба корпоративных коммуникаций ДВЖД.
Стороны отметили значительный рост объемов грузоперевозок между Россией и Азербайджаном: за 11 месяцев текущего года он составил 26,7% к аналогичному периоду прошлого года. Одним из факторов, который позволил достигнуть такого результата, был назван переход на электронный обмен данными.
Олег Белозёров также подчеркнул, что развитию грузовых перевозок между Россией и Азербайджаном будет способствовать дальнейшая цифровизация перевозочного процесса, а также модернизация железнодорожной инфраструктуры. В частности, в следующем году планируется начать проектирование перевода на переменный ток участка Дербент – государственная граница.
В ходе встречи главы железнодорожных компаний обсудили вопросы тарифного регулирования и сотрудничество по Транссибирским перевозкам.
"В части тарифного регулирования хочу отметить, что ОАО "РЖД" на протяжении ряда лет проводит планомерную работу по формированию специальных тарифных условий в сообщении с Азербайджаном, обеспечивающих конкурентоспособность перевозок грузов железнодорожным транспортом. Специальные тарифы установлены как на перевозки экспортных грузов из России, так и на транзит грузов по российским железным дорогам", – сказал Олег Белозёров.
Кроме того, стороны обсудили возможность организации регулярного контейнерного поезда "Дальневосточные порты Российской Федерации – Азербайджан". По словам главы ОАО "РЖД", компания сможет реализовать такой сервис на регулярной основе с Азербайджаном при подтверждении объемов перевозок.
Также особое внимание в ходе беседы Олег Белозёров и Джавид Гурбанов уделили взаимодействию в области развития международного транспортного коридора "Север – Юг".
На совещании обсуждались вопросы повышения эффективности эксплуатации вагонного парка, организации внеплановых видов ремонта грузовых вагонов, совершенствования тарифной системы в области грузовых перевозок.
"Российские железные дороги всегда открыты для взаимодействия с операторским сообществом, поэтому мы с готовностью откликнулись на предложение провести встречу и обсудить волнующие вас темы", – отметил Олег Белозёров, открывая совещание.
Представителями СОЖТ были отмечены положительные результаты взаимодействия с ОАО "РЖД" в части оптимизации технологии перевозочного процесса, в том числе за счет упрощения системы переадресации вагонов в пути следования.
Однако ряд вопросов, связанных с повышением эффективности работы вагонного парка, требует изменений нормативно-правовой базы.
Прежде всего, по мнению участников совещания, необходима унификация тарифов на порожний пробег крытых вагонов. В настоящее время плата за порожний пробег крытых вагонов определяется исходя из класса перевозимого ранее груза (чем выше тариф на перевозку груза, тем выше тариф на порожний пробег), что при отсутствии обратной загрузки ведет к увеличению простоя вагонов, ухудшению экономических показателей перевозок и, в конечном итоге, уходу высокодоходных грузов на альтернативные виды транспорта.
При этом было отмечено, что проведенная унификация тарифов на порожний пробег полувагонов доказала свою эффективность.
Ранее ОАО "РЖД" уже направляло соответствующие предложения в Федеральную антимонопольную службу. Участники совещания согласились с необходимостью активизировать работу в этом направлении и направить регулятору необходимые аргументы для принятия решения.
Также был затронут вопрос совершенствования технологии формирования маршрутных отправок, имеющих высокую экономическую эффективность как для грузоотправителя, так и для перевозчика.
По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, в этом году ОАО "РЖД" перешло на автоматизированный расчет плана формирования грузовых поездов, что позволит существенно повысить его гибкость. При этом новый план формирования позволит сократить переработку вагонов в пути следования, увеличить транзитные состояния, повысить маршрутизацию до 53%.
Представители операторского сообщества обратили внимание на рост оборота местного вагона – "последней мили" перевозки, включающей перемещение вагона по подъездным путям, погрузку и выгрузку.
По их словам, необходимо создание автоматизированной системы, в которую грузоотправитель будет передавать данные по простою вагона на путях необщего пользования с разбивкой по этапам: подача вагона на подъездной путь под погрузку/выгрузку, подача на фронты погрузки/выгрузки, время окончания грузовых операций, уборка вагона и т.д.
По словам Павла Иванова, общий оборот вагона в текущем году вырос более чем на 5%, прежде всего, из-за ухудшения оборота порожних вагонов на 7,7%.
В 2019 году средний парк порожних вагонов на сети увеличился более чем на 38 тыс. единиц (6,7%), а количество вагонов, непроизводительно простаивающих без операций более 10 суток на путях необщего пользования, выросло на 25%.
По мнению Павла Иванова, автоматизация контроля операций с вагоном позволит сократить время его нахождения на путях необщего пользования за счет обеспечения прозрачности учета и более четкого распределения ответственности сторон.
Павел Иванов подчеркнул, что при сложившейся структуре перевозок в текущем году ОАО "РЖД" в полной мере выполняются принятые обязательства по параметрам качества использования подвижного состава.
По итогам 11 месяцев 2019 года достигнута положительная динамика выполнения участковой скорости, производительности локомотива, среднего веса поезда. Доля груженых отправок, доставленных в установленный срок, возросла на 1,7 процентных пункта и достигла 98,3%, по порожним вагонам – рост на 1 п.п. до 98,3%.