В 2018 году грузооборот на СвЖД достиг 30-летнего максимума: ежесуточная погрузка составила 383,8 тыс. тонн, в том числе таких важнейших грузов, как нефтепродукты, удобрения, металлы, руда и строительные грузы. Обеспечить пропуск растущего (в том числе транзитного) вагонопотока в полном объеме позволила реализация комплекса организационных и технологических решений. В их числе – увеличение длины и веса поездов, отправка грузов по согласованному с клиентом расписанию, формирование ускоренных контейнерных поездов.
Развитие технологии формирования и пропуска поездов повышенного веса и длины позволяет снизить количество используемых локомотивов, увеличить пропускную и провозную способность железной дороги. Так, с января по декабрь 2018 года по СвЖД проследовало более пяти тыс. тяжеловесных поездов (на 16% больше, чем в 2017 году), в том числе 375 составов было сформировано на самой магистрали. Также увеличению пропускной способности и сокращению эксплуатационных издержек способствует вождение соединенных поездов (два поезда с объединенной тормозной магистралью) весом 12,6 тыс. тонн. Применение данных технологических решений позволило по итогам года сохранить динамику роста среднего веса поезда и довести его до 4,15 тыс. тонн (+0,5%).
Расширяет СвЖД и применение технологии перевозки грузов по согласованному с клиентом расписанию. В отличие от традиционных технологических решений, когда грузовые поезда формируются и отправляются "по готовности", графиковая отправка дает возможность точного планирования и рационального использования ресурсов как грузовладельцу, так и перевозчику. Всего на Свердловской железной дороге по специально разработанному графику на постоянной основе грузы перевозятся по 47 направлениям. В 2018 году проследовало 7,68 тыс. таких поездов, перевезено 12,5 млн тонн грузов (что составляет 9% от общей погрузки СвЖД). Также данная технология успешно применяется для перевозки грузов в контейнерах. В 2018 году на СвЖД было сформировано 390 ускоренных контейнерных поездов.
Кроме того, в грузовом движении на СвЖД получила развитие практика применения удлиненных плеч обслуживания локомотивов. В 2018 году количество поездок на удлиненном плече увеличилось на 24%. Эта мера позволяет повысить эффективность использования тяговых ресурсов, снизить непроизводительные потери, улучшить пропускную способность железнодорожных узлов, сообщила служба корпоративных коммуникаций СвЖД.
Рост погрузки произошел за счет увеличения перевозок угля на 3,6%, черных металлов - на 8,3%, удобрений - на 2,1%, зерновых грузов - на 25,5%, бумаги - на 11,7%, а также лесных грузов - на 15,6%.
В структуре экспортного грузопотока уголь составляет 46,6%, нефть - 26,1%, черные металлы - 8,9%, удобрения - 6,7%, зерновые грузы - 3,7%.
Погрузка экспортных грузов в порты Северо-Запада по итогам года составила порядка 130,9 млн тонн (рост на 5,7% к уровню 2017 года). В адрес портов Юга отправлено свыше 76,4 млн тонн (+0,6%). Погрузка в адрес портов Дальнего Востока составила около 99 млн тонн (+6%).
Перевозка груженых контейнеров во всех видах сообщения в 2018 году выросла по сравнению с 2017 годом на 13,8% и составила порядка 3 млн ДФЭ (перевезено свыше 42 млн тонн грузов, +12,4%), в том числе: